Вероятно, из всех существующих сельскохозяйственных культур именно лен является первой, из которой человек научился делать ткань, а из нее – себе одежду. Если бы не это – ходили бы мы до сих пор в шкурах животных (в холодном климате, конечно, а в теплом – в чем мать родила).
Помимо этого древние люди употребляли в пищу семена льна. В Швейцарии во время раскопок были найдены обугленные остатки еды, приготовленной из семян льна, а также куски ткани из льняного волокна. Датировали их эпохой неолита, то есть последним периодом каменного века, а это где-то он 3 до 10 тысяч лет до нашей эры. Как раз этому времени присуще зарождение земледелия и возникновение городов. В Германии в археологических раскопках того же периода находили остатки хлеба, приготовленного из муки, сделанной из семян пшеницы и льна. В Испании во многих археологических раскопках, относящихся к бронзовому веку, найдены следы, подтверждающие умение человека возделывать лен.
И вот еще что: ученым-ботаникам неизвестен лен дикорастущий, а это говорит о том, что эту культуру человек так давно взял на вооружение и так много ее возделывает и ею пользуется, что ее просто не осталось в дикой природе.
В общем, это культура, дошедшая до нас из тьмы веков – и до сих пор верой и правдой служащая нам. Более точное ее название – лен многолетний узколистый – с незапамятных времен был распространен по всей Европе. Существует множество археологических и историко-лингвистических данных, подтверждающих, что культура льна издревле существовала по всему миру. Ученые полагают, что чуть ли не 10 тысяч лет назад в горных районах Индии человек научился из стеблей льна плести нити, делать из них ткань, а из нее – себе одежду, которая где-то полностью вытеснила, а где-то стала приятным и полезным дополнением к одежде из шкур.
Из Индии культура льна попала в Вавилон, Ассирию, а потом и в Египет, где получила чрезвычайную популярность и распространение. Есть древнеегипетский миф, утверждающий, как будто первым благодеянием богов по отношению к человечеству стало дарование ему льна. И древние египтяне постоянно благодарили богов за этот их дар. И Египет уже в те времена достиг чуть ли не совершенства в льняном ткачестве – научился делать такую тончайшую ткань из льна, что ее сравнивали с «Дыханием младенца». Даже через пять слоев такой ткани просвечивало тело.
Качество льняной ткани определяется по длине нити, получаемой из 1 кг пряжи. Если выходит 10 км нити, ей присваивают 10 номер. Современные лучшие нити имеют номера от 20 до 40. Так вот египетские ткачи умели прясть нити вплоть до 240 номера – и до сих пор остается загадкой не меньшей, чем строительство пирамид, как они это делали.
В те времена такая египетская ткань из льна ценилась на вес золота по всему тогдашнему миру. Носить ее имели возможность и право только царственные особы и жрецы. Вот что писал о льне Апулей, римский писатель: «Чистейшее из растений, один из самых лучших плодов земли, употребляется не только для верхнего и нижнего облачения египетских зрецов, но и как покров для священных предметов». Надо еще отметить, что все бинты, которые являются пеленами египетских мумий, сделаны именно из льняной ткани.
Из Египта культура льна перекочевала в Древнюю Грецию. У Геродота есть упоминание о льняной ткани, принесенной в дар Афине Родосской. Каждая нить этой ткани состояла из 360 тончайших нитей.
Мало кто знает, но доспехи воинов тех времен, особенно греческих, состояли не из железа, а из льняной ткани, особым образом обработанной. Преимуществ перед металлом масса: во-первых, легкие, во-вторых, в них не зажаришься под солнцем. А в-третьих, и это самое главное, льняные доспехи по утверждению некоторых современных естествоиспытателей ничуть не уступают по прочности кевлару, из которого сделаны бронежилеты.
Наверное, еще и этим можно объяснить военные успехи армии Александра. Древнегреческий философ Плутарх написал в биографии Александра Великого (Македонского), что он во время битвы при Гавгамелах был одет в линоторакс – двойной льняной панцирь. В этом сражении, произошедшем 1 октября 331 года до н. э., греки одержали победу, что привело к падению Персидской империи.
Кроме того, по словам исследователей, существуют и другие доказательства того, что льняной панцирь был частью стандартного доспеха македонской армии. Вот что об этом пишет историк Олдрит: «Когда Александр был в Индии, то получил 25 тыс. новых панцирей для своей армии. В письменных источниках сказано, что полководец велел сжечь старые и поношенные доспехи. Это может означать только одно — панцири были сделаны не из металла».
Льняной панцирь делался из нескольких слоев ткани, склеенных так, чтобы получилось что-то вроде толстой рубашки. Чем-то напоминает наши телогрейки, не правда ли? Известны случаи, когда наши солдаты во время Второй мировой войны, шли в атаку, одев на себя несколько ватников, и пули не пробивали их. Так что с определенной долей иронии Александра македонского можно назвать первым «ватником».
А уж как древние римляне обожали льняные одежды! И, конечно же, передали эту любовь всей Европе. Огромное распространение льняная ткань получила в Средние века. И богатые и бедные носили одежду из льна – просто разного качества.
В Восточную Европу и к славянам лен попал, скорее всего, от греков. Еще до образования Киевской Руси лен возделывали славянские племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину. Геродот упоминает об этом в V веке. А еще арабский ученый Ибн-Фадлан восторгался красотой белых льняных одежд на славянских женщинах. Но и самими женщинами, конечно же, в первую очередь.
Известно, что в Киевской Руси с приходом христианства возделывание льна стало повсеместным. Летописец Нестор в «Повести временных лет» подробно рассказывает, как печорские монахи возделывают лен, производят ткать и льняное масло. В XI веке лен настолько сильно распространяется на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды.
На Руси была определена покровительница льноводства: святая Парасковия-льняница. Праздновали ее день 28 октября, когда заканчивалась льняная страда.
Товарное льноводство на Руси возникло в XIII веке. Известно, что русские князья собирали льном подати.
Теперь что касается льняного масла. Его человечество научилось добывать, если и позже, чем возделывать семя, то не намного. О целебных свойствах льняного масла было известно древним египтянами – они широко применяли его в лечебных и косметических практиках. Гиппократ советовал применять его для снятия желудочных воспалений, при различных болях и ожогах.
На Руси до XVIII столетия маслобойное производство существовало с древних времен, но лишь в виде кустарного промысла. Добывали в те времена в основном льняное и конопляное масло. О необходимости наладить более масштабное производство льняного масла, чтобы торговать им с Западом, задумался Петр I (куда ж без него?). Поняв важность и хозяйственное значение этого продукта, он начал издавать указы. Помимо указа «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла», Петр запретил подвозить льняное семя к пристаням для продажи с указанием: «… у кого есть с излишеством, чтобы избивали (давили льняное масло) и к морским пристаням привозили и продавали маслом, а не семенем». Этот указ вызвал быстрый рост производства льняного масла в России. Но ненадолго. Екатерина II в 1764 году отменила этот указ Петра I, что вызвало моментальное падение производства льняного масла до прежнего уровня. А вот вывоз семян увеличился.
Так и продолжалось практически до 30-х годов XIX века, когда в дело не вмешался Демоль Иван Антонович (швейцарский консул в Одессе, один из основателей и действительный член Императорского общества сельского хозяйства Южной России, умер в 1859 году). Этому удивительному человеку мы обязательно посвятим на нашем сайте отдельную статью. Так вот, именно он в Херсонской губернии впервые в России начал выращивать лен в промышленном масштабе и построил льняные маслобойни, а масло и масличный лен продавал не только на внутреннем рынке, но и активно экспортировал его заграницу. До 1917 года объем производства льняного масла в России только увеличивался, но после Революции и в Советское время практически полностью прекратился. Сельское хозяйство колхозного типа однобоко полагало, что экономическая выгода должна доминировать над всеми остальными факторами – поэтому производились в основном такие масла, как подсолнечное и рапсовое. Лен выращивался, но с упором на производство ткани. Льняного масла невозможно было купить даже в аптеке.
В сегодняшней России нельзя сказать, что выращивание льна, как масличной культуры, ведется в том же масштабе, как до Революции, но все же лучше, чем в Советское время.

 

Рубрики: История

0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Call Now Button